Коломенское (фото Татьяны Гусаровой)
   
  RSS  
Главная / Монастыри и церкви / Рождественский монастырь

Рождественский монастырь


Много исторических событий трагических и загадочных связано с московским Богородице-Рождественским женским монастырем. Основан он был в 1386 году княгиней Марией Серпуховской, матерью знаменитого князя Владимира Андреевича, прозванного Храбрым за свои действия в бою с Мамаем на Куликовом поле. Он быстрым ударом из засады решил в пользу русских участь колебавшейся битвы 8 сентября 1380 года. Внук Калиты, Серпуховский удельный князь, после тех событий в истории так и остался под именем Храбрый.
Много русских воинов погибло в том бою, много матерей, жен осталось без своих кормильцев - сыновей, мужей, отцов, братьев. Для них и основала княгиня, через 6 лет, после битвы Рождественский монастырь, на высоком берегу реки Неглиной. И сама приняла в нем иноческий постриг под именем Марфы. Здесь же приняла монашество и ее невестка княгиня Елена Ольгердовна, которая подарила монастырю свои вотчины, в том числе известное село Косино, находившееся в 15 верстах от Москвы. Обе княгини были похоронены в стенах монастыря Марья в 1389 году, Ольга в 1452.
Монастырь был основан на древней дороге, которая вела от Кремля на Кучково поле, и отрезок дороги до монастыря превратился в улицу Рождественка. В конце XV века рядом с монастырем разместился Пушечный двор, и монастырь стали называть «что за пушечными избами». В следующем столетии были выстроены стены Белого города. Рядом с монастырем проходила стена с глухой башней, ворот не было, поэтому было проделано отверстие для протекавшей здесь реки Неглинной. С легкой руки отверстие начали называть «трубой», а Рождественский монастырь – «что на трубе». С тех пор улица Рождественка вела только к монастырю и была исключительно «богомольной дорогой».
С Рождественским монастырем связана драма «бракоразводного дела» князя Василия III и его первой жены Соломонии Сабуровой. Брак их продолжался 20 лет, однако детей у них не было, и престол мог перейти к братьям Василия III, удельным князьям, которые грозили устроить междоусобные войны за него. Великому князю нужен был наследник, а великая княгиня была признана бесплодной. Участь несчастной княгини Соломонии была принесена в жертву благу государству. Однако многие духовные люди резко осудили решение государя, инок Симоновой обители Вассиан Патрикеев , объявил второй брак – прелюбодиянием. Против были и греческие патриархи, а иерусалимский Марк, по преданиям, предсказал князю « если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь прольется рекой, падут главы вельмож, грады запылают»( сыном Василия III был Иван Грозный). Князя поддержал только московский митрополит Даниил, Василий III эту поддержку посчитал достаточной.
Соломонии предложили добровольно принять постриг, но княгиня наотрез отказалась и ее постригли в соборе Рождественского монастыря силой: «Рассказывали, что она билась, срывая монашеский куколь, кричала о насилии и вероломстве мужа». В Рождественском монастыре она пробыла не долго, ее перевели в суздальский Покровский монастырь, где она и прожила 17 лет, и была там же похоронена в 1542 году.
Это событие породило несколько исторических загадок. В 1934 году в подклете Покровского собора суздальского монастыря уничтожили все захоронения. Рядом с гробницей Соломонии , в иночестве Софии, оказалось белокаменное детское надгробие того же времени и под ним в деревянной колоде истлевший сверток тряпья. Это была кукла, одетая в дорогую шелковую рубашечку и спеленутая шитым крупным жемчугом свивальником. Это подтверждает ходившую легенду, что Соломония была пострижена беременной, и уже в стенах монастыря родила сына Георгия, и разыграла его смерть, чтобы спасти княжича и законного наследника московского престола от неминуемой смерти. Доверенные люди вывезли и укрыли младенца. Обряд погребения с ведома священника был совершен над куклой.
Этот слух сначала расследует сам князь Василий III, и посылает для «прояснения дела» дьяков Путятина и Ракова. Не дает это покою и Ивану Грозному, в руках которого бесследно исчезают следственные бумаги Путятина и Ракова. А между тем известно предание, что Георгий и известный Кудеяр-атаман одно лицо.
Возникает вопрос, почему Соломония скрыла свою беременность, когда муж ее, великий князь, так нуждался в наследнике, и обрекла себя на насильственный постриг. И тут некоторые историки предлагают такую версию: Василий III больше нуждался не в наследнике, а в новой женитьбе, которая открывала перспективу династического соединения Северо-Восточной Руси с западнорусскими землями. Невеста из дома князей Глинских, в руках которых находилась едва ли не половина Литовского княжества, помогла к тому же укрепить русско-молдавский союз, направленные против литовского князя Сигизмунда, да и вели Глинские свой род от ханов Большой Орды, и задуманный брак создавал предпосылки для возобновления борьбы за наследие ханов Золотой Орды.
Может поэтому Соломония скрыла то, что, казалось, могло сохранить ей великокняжеское положение, не выдала свое дитя и даже разыграла его смерть и похороны.
Рождественский монастырь так же связан историей и с Иваном Грозным, сыном Василия III и Елены Глинской. Его первая жена Анастасия Романовна, отправляясь на богомолье, проезжая близ Рождественского монастыря почувствовала как младенец, будущий царь Федор Иванович , первый раз шевельнулся, она остановила колымагу и тут же отслужила благодарственный молебен.
В два больших московских пожара 1501 и 1547 года Рождественский монастырь горел, но был восстановлен. После пожара 1547 года при восстановлении был значительно переделан, и тогда же был основан придел во имя святителя Николая Чудотворца.
Во второй половине XVII века Рождественский монастырь приобретает богатых и влиятельных покровителей, князей Лобановы-Ростовских. На средства Фестиньи Ивановны Лобановой –Ростовской в 1671 году деревянные стены монастыря заменяются каменными с четырьмя угловыми башнями и Святыми воротами. Тогда же княгиня сооружает в монастыре семейную усыпальницу. В 1676-1687 году на ее средства вместо древней деревянной церкви Иоанна Златоуста появляется одноименная каменная.
В 1764 году при секуляризации, монастырь потерял все свои земли, так щедро пожалованные государями и богатыми покровителями. Однако стал получать казенное содержание. В 1782 году были возведены его новые каменные стены, которые частично дожили до наших дней. Стена со стороны бульвара изображена на картине Перова «Тройка». Сюжет картины имеет историческую основу. В начале XIX века, на многих площадях Москвы были установлены фонтаны-водохранилища, из которых москвичи, которые не имели водопровода, брали воду. Такой фонтан был установлен на Трубной площади, но примыкавший к ней Рождественский бульвар имел крутой подъем, как бывший берег Неглинки. Богатые люди для доставки воды могли нанять водовозов, а бедняки вынуждены были тащить ее на себе.
В 1812 году в стенах монастыря поселился наполеоновский генерал, трапезная Рождественского собора использовали под конюшню, однако богослужения не прекращались, а проводились в церкви Иоанна Златоуста. После победы над наполеоновской армией, сразу же начали восстанавливать монастырь. И уже в 1814 году в Рождественском соборе появился придел в честь Сошествия Святого Духа, а чуть позднее придел во имя святителя Дмитрия Ростовского. После того как в 1835 году молния разбила колокольню, богатая москвичка Серафима Штерич пожертвовала крупный вклад на сооружение новой колокольни с храмом во имя Евгения Херсонского - по имени сына, которого она потеряла. Эту колокольню выстроил известный московский архитектор Н.И. Козловский. Никольский придел к тому времени перенесли в храм Иоанна Златоуста, где в 1869 году был освящен второй придел во имя Филарета Милостивого (Московского митрополита Филарета).
После октябрьской революции Рождественский монастырь был упразднен, в 1922 году его закрыли, колокола сбросили на землю. Правда, монастырь успели основательно разграбить. На территории монастыря устроили обычные коммунальные квартиры, которые расположились даже в Рождественском соборе, а в бывшей обители разместилось отделение милиции, а позднее здесь сделали исправительный трудовой дом, откуда заключенных увозили на работы. Со временем церковные здания ветшали, так как никто не занимался ремонтом. Особенно сильно пострадала Казанская церковь. Полностью было уничтожено кладбище с могилой основательницы, обваливались стены.
Рождественский собор, и обитель были возвращены Церкви в 1993 году. Сохранились все три храма с колокольней, два прекрасно отреставрированы – Рождественский собор и Казанская церковь. А храм Иоанна Златоуста ждет своего возрождения.


Обсудить на форуме







  При любом использовании материалов данной статьи ссылка на yourmoscow.ru обязательна.
 
МОСКВА:
  РЕСТОРАННАЯ
  АДМИНИСТРАТИВНАЯ
  ДЕЛОВАЯ
Последнее на форуме
  Твоя Москва
  Административная Москва
  Московские события
  Москва которую мы потеряли
  Мистическая Москва
подписаться
  Все права защищены © 2008
Дизайн сайта — RedVision Group