Таганская площадь
Таганская площадь венчает один из семи холмов, на которых, по-древнему преданию и стоит Москва. Холм образован высоким водоразделом между Москвой-рекой и Яузой. В конце XVI века, при Борисе Годунове, здесь построили Таганские ворота, которые прорезали Земляной вал, опоясавший к тому времени город. Ворота были названы Таганскими по дворцовой Таганной, или Таганской, слободе, где жили ремесленники, изготовлявшие таганы-треножные чугунные подставки для котлов походных кухонь. Но существует и другая версия: таган по-татарски – высокое место, и Таганская слобода – это слобода, расположенная на возвышенности. За Земляным валом от Таганских ворот веером расходились дороги к ближним монастырям и городам, расположенным к востоку, юго-востоку и югу от столицы, - Владимиру, Нижнему Новгороду, Рязани, Коломне и другим. Естественно, здесь всегда было много приезжих, и образовался рынок, где торговали преимущественно съестными припасами.
Таганская площадь с ее деревянными домишками и лавками часто горела, но сразу же отстраивалась заново. После самого опустошительного пожара 1812 года площадь стала застраиваться по новому плану, на сей раз преимущественно каменными зданиями. Середину ее заняли торговые ряды, простоявшие до 1963 года.
К концу XIX века район за Таганкой из торгово-ремесленного превратился в индустриальный, стал заселяться рабочим классом и вскоре после Великой Октябрьской по праву получил название Пролетарского: рабочие этого района сыграли важную роль во всех трех революциях.
Таганская площадь стала центром этого района. В 1905 году здесь проводились митинги, и демонстрации. А в октябре 1917 года отряды Красной гвардии шли через площадь к центру на штурм бастионов контрреволюции.
Вскоре после Великой Победы 1945 года облик таганской площади начал разительно меняться. 1 января 1950 года на углу с Верхней Радищевской улицей открылся павильон станции метро «Таганская» (архитекторы А.А. Медведев и К.С. Рыжков). В этот день открылось движение по Кольцевой линии метро от Курского вокзала через Замоскворечье до Крымской площади. Тоннели идут под Садовым кольцом, дважды проходя под дном Москвы-реки и один раз под дном Яузы. В 1932-1963 годах под Таганской площадью проложили транспортный тоннель длиной 600 метров, вступивший в строй в октябрьские праздники 1963 года. С северной стороны тоннель непосредственно переходит в Ульяновскую эстакаду, с южной - в Большой Краснохолмский мост.
До 1963 года Таганская площадь разделялась на Верхнюю и Нижнюю кварталом торговых рядов, расположенными напротив Марксистской и Воронцовской улиц; Нижнюю Таганскую площадь заполнял сквер. В 1963 году все это было снесено, и площади соединились. На углу с улицей Большие Каменщики в 1966 году открылся наземный павильон типовой конструкции станции метро «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии ( архитекторы Н.А. Алешина и Ю.В. Вдовин).
Дополнительная информация:
|
11
011.2011
|
Источник: |
Москва в кольце Садовых (Ю.А. Федосюк)
Москва. Все улицы, площади, бульвары, переулки (М.И. Вострышев)
|
|
|
Обсудить на форуме
При любом использовании материалов данной статьи ссылка на yourmoscow.ru обязательна. |
|