Рябиновая улица
От Можайского шоссе налево отходит Рябиновая улица. Она была так названа в 1963 году в связи с тем, что на ней высадили рябиновые аллеи, которые сохранились и по сей день. Является главной в промзоне «Очаково», а потому жилых домов на ней почти нет.
Улица расположена на месте, где еще в недалекие времена стояли два села – Спасское-Манухино и Троекурово. Первым от шоссе стояло Спасское –Манухино, церковь которого находится на взгорке правого берега Сетуни, справа от широкой проезжей Рябиновой улицы. Она сияет своими крестами, золотыми куполами, возрожденная из руин после передачи ее общине верующим.
В начале XVII века переписью здесь была зафиксирована деревня Манухино, бывшая поместьем братьев Воина и Петра Тимофеевичей Пушкиных.
Воин был воеводой в Березове в Брянске, а Петр, прямой предок поэта, также воеводствовал, он же был и московским «объезжим головой», получив в 1615 году в виде вознаграждения, за освобождение города от польских войск, 200 четвертей земли и 10 рублей деньгами. После, Петра, умершего в 1633 году, Манухино было продано в вотчину Никите Воиновичу Пушкину, побывав в руках еще у нескольких Пушкиных, деревня в 1673 году была продана Артамону Сергеевичу Матвееву, ближайшему соратнику царя Алексея Михайловича, могущественному «первому министру», как называли его иностранцы. После того как он построил в 1676 году церковь, деревня стала селом под названием Спасское-Манухино. Как и многие другие имения Матвеева, потерпевшего поражение в результате дворцовых интриг, село Спасское было отписано в казну и возвращено сыну боярина Андрею Артамоновичу в 1683 году. Его наследники продали село графу П.И. Ягужинскому, одному из самых деятельных сподвижников Петра. Сын бедного литовского органиста, игравшего в Немецкой слободе, умный, образованный, честный, он привлек внимание царя, стал его денщиком, выполнял ответственные поручения, был назначен генерал-прокурором. П.И. Ягужинский владел Спасским-Манухино до кончины в 1736 году. В XVIII и XIX веках Спасское-Манухино довольно часто переходило из рук в руки. Перед Октябрьским переворотом здесь были усадьбы Сабашниковых и Прохоровых.
Единственное свидетельство существования сел - Спасская церковь (Рябиновая улица, 18). Стоит отметить, что церковь была похожа на другую, возведенную, очевидно, также А.С. Матвеевым около его городской усадьбы в Столповом переулке (ныне Армянский).
В церковном иконостасе находились иконы работы Симона Ушакова, пропавшие при закрытии храма коммунистами в 1930-е годы.
У церкви были похоронены такие известные деятели культуры, как Сергей Собашников, один из основателей знаменитого издательства «Братья Сабашниковы», Д.А. Ровинский, обладатель самой большой коллекции гравюр и народных лубков, и ныне забытый, а во второй половине XIX века довольно известный писатель Н.Д. Ахшарумов.
Рядом Кунцевское кладбище, филиал Новодевичьего, но не такое «престижное». На этом кладбище – захоронения умерших при ликвидации аварии в Чернобыле, могилы воинов, погибших в недавние войны - в Афганистане и Чечне. Так же здесь находится могила «ученого» Т.Д. Лысенко, который, можно сказать, развалил биологическую науку в СССР, академика П.Ф. Задродовского, микробиолога, иммунолога, изучавшего методы борьбы с малярией, бруцеллезом и другими инфекционными болезнями.
У церкви стоял небольшой дом с садом владельца ближней фабрики Фрэнка Реддавея. Он открыл ее в 1886 году по образцу фабрики в Великобритании, производящей брезентовые рукава, крепежный материал и клеенку. Вскоре благодаря умелому руководству, поиску и внедрению новых образцов продукции, в особенности клеенки, и , конечно, неисчерпаемому русскому рынку, фабрика Реддавея стала самой большой из всех его предприятий в других странах.
Что же касаемо Троекурово, село называлось так по фамилии бояр Троекуровых, первых владельцев. Князь Иван Федорович, первый владелец из этой фамилии, был женат на сестре Федора Романова ( позднее патриарха Филарета). Из Троекуровых наиболее известны боярин Иван Борисович который находился в гуще событий, связанных с борьбой за трон между Софьей и Петром: он был послан Софьей в Троицу уговорить Петра, скрывавшего за монастырскими стенами, вернуться в Москву. Посол, однако, вместо того чтобы выполнить поручение, остался в Троицком монастыре и был, в свою очередь, послан самим Петром к Софье, когда она отправилась к Троице, с требованием, чтобы она вернулась в Москву, в противном случае, как объявил Троекуров, с ней поступят «нечестно».
В селе Троекурове церковь была выстроена первым владельцем, князем Иваном Федоровичем. Она была освящена в память св. Николая Чудотворца, отчего село иногда называли просто Никольским. Каменную церковь выстроили в 1701 году. Здание очень своеобразно и не имеет аналогов нигде более. В двухъярусный четверик со скругленными углами вписана ротонда, которую продолжает мощный барабан, увенчанный куполом. Белокаменный барочный декор выполнен в крупных, несколько упрощенных формах. Первоначально над куполом на небольшом световом барабане поднималась глава редкой формы – в виде короны. В конце XVIII века ее заменили главой более простой формы. Тогда же соединенную с храмом переходом очень гармоничную двухъярусную колокольню с часами заменили ныне существующей, более простой, с элементами раннего классицизма. Первый и второй ярусы храма разделили плоским сводом на два этажа. В нижнем сохранился главный престол святителя Николая Чудотворца, а в верхний перенесли престол святителя Алексея, митрополита Московского.
У Троекуровых село находилось почти до середины XVIII века, потом оно сменило нескольких хозяев, пока с 1805 года на сто лет не стало принадлежать роду Зубовых. Самый известный из этого рода, Платон Зубов, последний фаворит Екатерины II. В конце XVIII века в усадьбе был создан регулярный парк и обширный сад, Конюшенный и Скотные дворы. Запруженная вдоль села река Сетунь и ее притоки, а также каскад выкопанных прудов создавали обширное водное пространство с заливами и островами, мостами и плотинами. В начале XIX века выстроен в стиле классицизма новый господский дом с шестиколонным ионическим портиком. Во второй половине XIX века территорию усадьбы разбили на дачные участки. Здесь жили писатель И.И. Лажечников, историк русского искусства Д.А. Ровинский.
В 1934 году жители соседнего города Кунцево в своем наказе депутатам горсовета потребовали «закрыть троекуровскую церковь и использовать ее под культурное учреждение для рабочих кожзавода и окружающих деревень». Однако есть данные, что кожевенному заводу, выстроенному в Троекурово церковь так и не передали, ее закрыли несколько позже, при создании в Троекурово колхоза. Тогда ее внутреннее убранство было уничтожено, храм и колокольня обезглавлены. Само здание использовалось как склад. После вхождения Троекурова в черту Москвы в 1960 году в церкви устроили склад «Совэкспортфильма», где хранились коробки с кинолентами.
В декабре 1991 года церковь передали Московской Патриархии. В 1992 году нижний храм святителя Николая освятили. В 2000 году при церкви был создан Центр по реабилитации бывших заключенных и помощи заключенным, трудновоспитуемой молодежи и наркозависимым
Дополнительная информация:
|
18
04.2012
|
Источник: |
Москва за садовым Кольцом (энциклопедия) (С.К. Романюк)
Москва. Все улицы, площади, бульвары, переулки (М.И. Вострышев)
|
|
|
Обсудить на форуме
При любом использовании материалов данной статьи ссылка на yourmoscow.ru обязательна. |
|