Кропоткинская. Станция метро
   
  RSS  
Главная / Западный административный округ / Очаково-Матвеевское / Аминьевское шоссе

Аминьевское шоссе

Посмотреть на карте

Аминьевское шоссе названо так по располагавшемуся здесь селу, первые упоминания о котором относятся ко второй половине XVI века. Старейшим владельцем Аминьево, находившемуся у впадения речки Навексы ( в разных источниках она называется и Неверка, и Навекса, и Вешка) в Сетунь, был, по предположению историка И.Е. Забелина, некий Иван Аминь (начало XV века), потомок Ратши (русского новгородского богатыря XIII века, соратника князя Александра Невского). Но, как показали исследования некоторых историков, подробно разобравших всю генеалогию потомков Ратши, одним из которых являлся А.С. Пушкин, это родословие несостоятельно, и в действительности Иван Юрьевич Амин из рода Ратши жил в первой четверти XVI века. Между тем в XV веке в различных актах можно встретить представителей другого рода Аминевых. Они оставили о себе гораздо меньше следов, чем первые, ибо они служившие в XIV веке московским великим князям, на рубеже XV века переходят на службу к удельным звенигородским князьям и в дальнейшем теряются в рядах провинциального дворянства. Первым известным лицом этого рода следует признать киличея Аминя (так назывались русские послы в Орду), упоминавшегося в летописи под 1348 г. Под этим годом летописец рассказывает, что великий литовский князь Ольгерд послал в Орду своего брата Кориада жаловаться на московского великого князя Семена Гордого. Последний, услышав о литовцах, посла в Орду боярина Федора Глебовича, а с ним и своих киличеев Аминя и Федора Шубачеева жаловаться на Ольгерда. В Орде московским дипломатам удалось решить спор в свою пользу: Кориад с сопровождавшей его небольшой свитой был выдан московским киличеям и привезен в Москву послом хана. Лишь через год Ольгерду, приславшего в Москву «многие дары», удалось выкупить брата и других пленников.
От этого Аминя, очевидно, и произошло название села. О его истории в XV-XVI веках никаких сведений не сохранилось и лишь в 1572 году оно вместе с Волынским упоминается в духовной грамоте Ивана IV среди сел, которые планировались отдать его старшему сыну Ивану Ивановичу.
Следующее упоминание об Аминьеве относится к 1627 году. В писцовой книге можно найти: «за стольником за князем Васильем Ивановым сыном Турениным старое ево поместье сельцо, что было село, Аминьево, на речке на Сетуне, усть речки Вешки, а в сельце место церковное Успения Пресвятые Богородицы, да в сельце двор помещиков, да крестьянских и бобыльских два двора, в них 6 человек».
Этот владелец села был интересной личностью. За свою пылкость и отвагу он получил весьма характерное прозвище – Жар. В годы Смутного времени он принимал активное участие в низложении Василия Шуйского и при обряде насильственного пострижения даже произносил за бывшего государя требуемые ответы. При новом царе Михаиле Романове он воеводствовал в различных городах, пока, будучи на воеводстве в Астрахани, не умер в степи во время похода в 1634 году. Он оказался последним в роде князей Турениных, и Аминьево было признано выморочным владением.
Этим обстоятельством поспешил воспользоваться знаменитый боярин, воспитатель царя Алексея Михайловича, Борис Иванович Морозов, ставший владельцем Аминьева в 1634 году. Боярин был одним из самых богатых тогда людей в России - ему принадлежали 55 тысяч крестьян, он возобновил сельскую церковь с предельными храмами, и Аминьево стало селом.
В 1646 году Аминьево у боярина Морозова купил патриарх Иосиф и село становиться патриаршей домовой вотчиной. После уничтожения Петром I патриаршества село Аминьево, как и многие другие владения патриархов, перешло в Синод, а в последствии к ведомству государственных имуществ. В 1762 году деревянная церковь сгорела от удара молнии, и прихожане просили отдать церковь из упраздненного Новинского монастыря, обязуясь разобрать ее и привезти своими подводами, что и сделали в 1768 году. Село было немаленьким - приходских дворов тогда числилось 61. Деревянная церковь просуществовала до конца XVIII века, а позднее на ее месте находилась небольшая деревянная часовня, что необычно – с колоколами, простоявшая до революции 1917 года. Аминьевцы, жители деревни сохранили память о своей церкви и отмечали 15 августа по старому стилю день Успения Богоматери как храмовый праздник.
На рубеже XIX –XX веков наблюдается значительный рост здешнего населения. В 1884 году в Аминьеве жили 200 человек, в 1899 – 404, а в 1926 году - 743 человека. Основным занятием местных крестьян продолжало оставаться сельское хозяйство. В годы советской власти здесь возникает колхоз имени Сталина. Близость огромного города требовала изменения характера производства - в селе создается парниково-тепличное хозяйство и молочно –товарная ферма. С 1960 года село вошло в черту столицы, а с начала 1970-х годов стало районом массового жилищного строительства. Память о селе сохраняет название Аминьевского шоссе. Правда в 1982-1990 годах северный отрезок шоссе назывался: улица Суслова, в честь члена Политбюро ЦК КПСС М.А. Суслова.


Дополнительная информация:
Район: Западный / Очаково-Матвеевское
Западный / Фили-Давыдково
Западный / Можайский
Близлежащие метро: Кунцевская
Прежние названия улицы: улица Суслова
Посмотреть на карте


21
05.2010
Источник: История московских районов (энциклопедия) (редакция К.А. Аверьянова)
Москва за садовым Кольцом (энциклопедия) (С.К. Романюк)
 

Обсудить на форуме



  При любом использовании материалов данной статьи ссылка на yourmoscow.ru обязательна.
 
МОСКВА:
  РЕСТОРАННАЯ
  АДМИНИСТРАТИВНАЯ
  ДЕЛОВАЯ
Последнее на форуме
  Твоя Москва
  Административная Москва
  Московские события
  Москва которую мы потеряли
  Мистическая Москва
подписаться
  Все права защищены © 2008
Дизайн сайта — RedVision Group