Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе (архитектор А. Полянский)
   
  RSS  
Главная / Восточный административный округ / Метрогородок

Метрогородок

Метрогородок свое название получил от городка метростроителей, возникшего в 1930-е года, когда началась прокладка первой линии столичного метрополитена. Большую часть территории района занимает территория национального парка Лосиный Остров.
Вообще, первые планы строительства метро в Москве появились еще в начале XX века. В частности, в 1902 году инженером Балинским был предложен проект, который Московская городская дума отвергла. Затем появилось еще несколько проектов прокладки линий метрополитена, но они так же остались неосуществленными. К ним возвратились лишь после революции.
Сделать это заставила сама жизнь. Рост населения в Москве привел к тому, что его подвижность резко возросла, что обозначил со всей остротой проблему городского транспорта. Даже несмотря на увеличение числа трамваев, ввод новых автобусных и троллейбусных линий, городской транспорт столицы не справлялся с перевозками. Для примера достаточно привести немного статистики. За 1934 год московский трамвай, который являлся главным средством передвижения по городу, перевез более 2 млрд. пассажиров. При этом на долю каждого трамвайного вагона приходилось свыше 700 тыс. пассажиров в год. Для сравнения, в Вене того времени трамвайный вагон перевозил в год около 180 тыс. пассажиров, а в Берлине – 240 тыс.
Со всей очевидностью встала необходимость создания в Москве метрополитена. Однако самостоятельно справиться с этой проблемой московские власти не могли: для новой стройки требовались огромные средства – по ценам того времени около 800 млн. рублей. Чтобы правильно оценить размер этой суммы, стоит упомянуть, что в это время квалифицированный рабочий в среднем получал около 30-40 рублей в месяц. И в июне 1931 года пленум ЦК ВКП(б) принял решение о начале строительства метрополитена в столице.
В сентябре 1931 года Московским комитетом партии во исполнение этого решения было организовано управление Метростроя, которое приступило к проектированию линии метро, длиной около 12 км. Ее было предложено соорудить от Сокольников до Крымской площади, с ответвлением от Охотного ряда до Смоленской площади. На все это ушли конец 1931 и весь 1932 год.
Одновременно с проектированием в декабре 1931 года начались первые работы по строительству линии метро. В начале 1932 были выстроены первые городки для строителей. К концу 1932 года на строительстве метро было занято 9 тыс. человек. Сама же проходка метрополитена началась в 1933 году.
Эта дата стала неслучайной. К этому времени уже заканчивались работы по строительству Беломорско-Балтийского канала, построенного во многом благодаря труду заключенных – «раскулаченных» и иных «контрреволюционных элементов». 20 июня 1933 года Беломорско-Балтийский канал был осмотрен лично И.В.Сталиным. По мере завершения земляных работ НКВД перебрасывало контингенты заключенных на новые стройки, одной из которых и должно было явиться строительство московского метрополитена.
Однако оказалось, что подневольным малоквалифицированным трудом, с одной лопатой и кайлом построить метро невозможно. Несмотря на то, что к январю 1934 года на стройке было занято уже 36 тыс. человек, план работ оказался практически невыполнимым. По официальным сведениям, он был выполнен всего на 10 %.
Главным тормозом являлись крайне плохие бытовые условия жизни строителей. Весной 1933 года МК ВКП (б) и Моссовет принимают специальное постановление об улучшении бытовых условий ведущих профессий подземных рабочих. Так же решено было повысить и оплату труда. Тем не менее эти меры не дали ожидавших результатов.
Затягивание сроков строительства из чисто технической проблемы перерастало в политическую. Неудивительно, что первый секретарь Московского комитета партии Л.М. Каганович, курировавший стойку, буквально дневал и ночевал на ней. Тем не менее к началу 1934 году становиться ясно, что, несмотря на все старания, мог быть провален и новый годовой план строительства. В этих условиях МК ВКП(б) принимает отчаянные усилия для выправления дел.
29 декабря 1933 года созывается специальный пленум Моссовета совместно с ударниками Метростроя и руководством московских заводов. Решением пленума за каждым московским предприятием был закреплен отдельный участок линии метро. Рабочих московских заводов и фабрик в добровольно-принудительном порядке направляли на многотысячные субботники. Московскому комитету комсомола было поручено послать на строительство 10 тыс. комсомольцев. Все это привело к тому, что на стройке стали нарастать темпы. Строители, по колено в жидком грунте, метр за метром прокладывали пути.
И хотя темпы стройки возросли, серьезно встала проблема в качества работ. И на постоянную работу в шахты были посланы партработники в качестве секретарей парткомов шахт. Но главное было в том, что на стройке стали появляться квалифицированные кадры. Были организованы специальные наборы шахтеров Донбасса, тоннельщиков из грузинских Риони-ГЭС, других специалистов. К маю 1934 года на стройке было занято уже 75 тыс. человек (из них 20 тыс. было снято с других московских заводов). В Англии был заказан и доставлен специальный горно-проходческий щит, по образцу которого на московских заводах был создан второй аналогичный. Все это дало свои результаты. Привлечение техники и квалифицированных рабочих привело к тому, что темпы земляных работ были увеличены в 5 раз, в бетонных – в 8-9 раз.
К началу 1935 года строительство было в основном завершено. 6 февраля 1935 года построенные станции осмотрели члены Политбюро и правительства. В марте началось пробное движение поездов, а 15 мая 1935 года открылись первые 13 станций метро московского метрополитена.

Опубликованно:
2
04.2012
Источник: История московских районов (энциклопедия) (редакция К.А. Аверьянова)
 

Обсудить на форуме



  При любом использовании материалов данной статьи ссылка на yourmoscow.ru обязательна.
 
МОСКВА:
  РЕСТОРАННАЯ
  АДМИНИСТРАТИВНАЯ
  ДЕЛОВАЯ
Последнее на форуме
  Твоя Москва
  Административная Москва
  Московские события
  Москва которую мы потеряли
  Мистическая Москва
подписаться
  Все права защищены © 2008
Дизайн сайта — RedVision Group