Симонов монастырь
Монастыри и церкви / Восточная улица, 4 / Посмотреть на карте
Симонов монастырь был одним из монастырей-сторожей, выполнявших защитную функцию по границам Москвы. Самый восточный –Спас-Андроньев монастырь, на левом берегу Москвы- реки – Новоспасский и Симонов, на правом – Данилов , далее от реки обращенный к степным дорогам Донской и самый западный – Новодевичий. Симонов был самый укрепленный из всех монастырей и самым важным в оборонном ожерелье города.
Три крутых берега реки, а с четвертой стороны непроходимое «гиблое», ныне полностью высохшее Сукино болото. Поблизости и заложил свою обитель родной племянник и воспитанник Сергея Радонежского, Иван – в монашестве Федор.
На тринадцатом году отец прислал сына в пустынь Сергия Радонежского и благословил на пострижение. Достигнув священства, Федор просил разрешения на основание отдельного общежительного монастыря. Сергий поддержал племянника, несмотря на молодой его возраст. Это был 1370 год, а спустя девять лет в судьбу обители вмешался великий князь Дмитрий Донской. В 1379 году по его подсказке и просьбе, вызванной стратегическими соображениями, обитель была перенесена на полверсты в сторону. Старое же ее место поныне отмечает церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, где покоится прах посланных Сергием Радонежским на Куликовскую битву монахов Ослябли и Пересвета. Федор приобрел исключительное доверие великого князя, который назначил его своим духовником, часто посещал обитель, часами беседовал с настоятелем.
Назначение архиепископом Ростовским не слишком обрадовало святого Федора. Прожил он в Ростове недолго, скончался в 1394 году. А Симонов монастырь становится своеобразной академией, воспитывающей многих православных князей церкви. Одним из первых следует вспомнить преподобного Кирилла Белозерского. Родившийся в Москве в 1337 году, Кузьма (мирское имя) был юношей пострижен в монахи и впоследствии стал иноком Симонова монастыря. А шестидесяти лет отроду, в 1397 году, ушел в Белозерскую область к озеру Сиверскому, где основал знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь, в котором прожил еще тридцать лет.
Воспитанником Симонова монастыря был и митрополит московский Иона. Суровый хранитель монашеских устоев, он не раз подвергался гонениям, и тем не менее в 1427 году был поставлен епископом Рязани и Мурома, а после смерти митрополите Фотия собором иерархов избран в митрополиты. Правда, по установленному порядку такое избрание требовало подтверждение от Константинопольского патриарха. Который в тот раз утвердил другого митрополита. Ионе пришлось дождаться его низложения, и только тогда с согласия патриарха он получил посвящения в митрополиты Московские, но уже собором русских священников в Москве (1448). И отныне русская церковь становится полностью независимой от константинопольской. Уважение и доверие к Ионе были так велики, что великий князь в 1451 году, оставляя столицу, чтобы собрать войско против ногайцев, охрану города доверил Ионе с боярами.
А название свое обитель получила от одного и первых попечителей – инока Симона, в миру боярина Стефана Васильевича Ховры, пожертвовавшего монастырю собственную землю. Имя боярина в документах появляется в конце XIV века, сразу после Куликовской битвы. К московскому князю переходит на службу грек Стефан Васильевич по прозвищу Ховра, Хомра или Комра. В отношении последнего существовали разночтения. Стоит отметить, что русский перевод ховра это свинья и неряха. Однако, родословная книга утверждала, что прозвище это укрепилось за не за самим Стефаном, а за его сыном– Григорием. Который, кстати, был известен тем, что построил в Симоновом монастыре каменную соборную церковь Успения, одну из самых больших в Москве после кремлевских соборов. Строительство закончилось в 1405 году, и с того времени монастырь стал усыпальницей его рода.
Внимание к монастырю определялось помимо всего остального тем, что Симоновская возвышенность была очень удобна для обороны речного пути по Москве –реке и сухопутного по Коломенской дороге, ведущей к Кремлю. Новый Симонов монастырь был настоящим военным фортом и на реке, и на дороге.
Во второй половине XV века Симонов монастырь располагал уже значительными земельными владениями в Московской, Можайской, Ржевском, Белоозерском, Углицком, Костромском, Галицком, Нижегородском, Владимировском, Переславском и Муроммском уездах. В них монастырь собирал рожь, овес, сено, горох. Он заводил доходные промыслы: соляные варницы у Соли Переславской, мельницы на Яузе, рыбная ловля на Волге и других реках. И все это богатейшее хозяйство освобождалось от княжеских промысловых налогов и торговых пошлин.
Рост доходов позволяет монастырю начать на своей территории заменять деревянные сооружения каменными. В 1485 году была построена Трапезная палата. Примерно в те же годы на вкладные деньги одного из Ховриных возводится церковь Преображения, «колокольница» и кирпичная ограда.
В XVI веке правильное ведение монастырского хозяйства продолжает увеличивать доходы, что ведет к большому строительству на его территории. Перестраивается Успенский собор, возводится громадная трапезная палата с церковью и службами (ныне не существующая).
Вклады в монастырь текли рекой, не говоря о том, что монастырские постриженики должны были приносить с собой в обитель облачения, сукна, приводить коней, сбрую. В 1593 году у входных ворот была построена каменная церковь происхождения честных древ Креста – в память отражения нашествия полчищ Казы-Гирея.
Большой ущерб нанес Симонову монастырю период Смутного времени. В 1610 году его осаждали казаки во главе с Иваном Болотниковым, от которых монастырский гарнизон отбивался при помощи монахов. Монастырь перестал получать обычные свои доходы. На его землях вперемежку хозяйничали поляки, литовцы, не отказывали себе в незаконных поборах и местные власти.
В 1643 году родственниками царя Михаила Федоровича по матери – Сулешевыми, вносится богатейший вклад земельными владениями, строится рядом с собором церковь Знамения, делаются поражавшие современников богатством – царские врата в Успенские собор. Но едва ли не главное - монастырь получает от Сулешевых материал на постройку новой ограды, существующей в фрагментах и поныне, - могучей стены военного назначения с пятью громадными башнями.
Вступление на престол Петра I положило конец процветанию Симонова монастыря, как, впрочем, и почти всех обителей в России. Введенное Петром Синодальное Экономическое правление отбирало на свои нужды большую часть монастырских доходов. А окончательный упадок наступает после объявления Екатериной II секуляризации монастырских владений в 1764 году.
Эпидемия чумы 1771 года привела к тому, что Симонов монастырь был закрыт, превращен в госпиталь и начал снова действовать только 4 апреля 1795 года, но от старого размаха уже не осталось и следа. В 1812 году обитель насчитывала всего тринадцать старцев. Противостоять разграблению французов монастырь не мог. Юго-западная его часть сильно пострадала от пожара. Должны были взлететь на воздух его стены и башни. Но подведенные под башни подкопы не нанесли особенного вреда. Последующий ремонт и содержание обители стали осуществлять из государственных средств.
Положение монастыря было бы совсем тяжелым, если бы не такие крупные жертвователи как Мусины-Пушкины, Лепехины, Боборыкины, Терликовы, Иван Игнатов, Старцев, Алябьевы и Бахрушины. В течение XIX века они предоставляют монастырю на постройки и починку в общей сложности около миллиона рублей. В результате возводится громадная колокольня-храм на месте древней звонницы, больничный корпус у Никольской (бывшей Знаменской) церкви, Трапезная палата и два придела – Сергиевский и Валентиновский. Обновлению подвергся и главный Успенский собор.
Сегодня ни полного периметра монастырских стен, имевших в длину около 600 метров, ни ансамбля монастырских построек не существует. Монастырь был ликвидирован сразу после Октябрьской революции. А в ночь на 21 января 1930 года, в 6-ю годовщину со дня смерти В.И.Ленина, главный собор Симонова монастыря и стены вокруг него были взорваны, а на их месте началось строительство Дворца культуры Пролетарского района, превращенного затем в Дворец культуры автомобильного завода имени И.А. Лихачева (ЗИЛ).
До наших дней сохранилась лишь малая часть построек Симонова монастыря. Уцелел храм в честь Тихвинской иконы Божией матери. Так же осталась часть южной стены с тремя башнями: угловая «Дуло» , пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Башня Дуло представляет один из наиболее интересных и талантливых образцов древнерусской оборонной архитектуры. Она служила главной сторожевой вышкой (в два яруса), центром защиты монастыря, а так же и хлебным складочным запасным амбаром. Солевая башня помимо оборонного значения, служила и местом хранения запасов соли. Эта башня называлась Вылазной, так как имела по сторонам малые «вылазные» воротца. Из старых построек монастыря сохранилась великолепная трапезная, при которой в свое время была также гостиная палата для приема наезжавших высокопоставленных лиц и с западной стороны башня-смотрильня, чтобы любоваться открывавшимися видами на реку и на Москву. Интересны огромные подвалы под самой трапезной использовавшиеся для хранения продуктов. И древние палаты служившие жильем в башне –смотрильне.
Из могил XIX века здесь были наиболее известны погребения семей Загряжских, Олениных, Дурасовых, Соймоновых, Ислентьевых, Муравьевых, Вадбольских и многих других. Среди них сохранилась могила Д.В.Веневитинова поэта, скончавшегося на двадцать втором году жизни с вырезанной на надгробном камне эпитафией : «Как знал он жизнь, как мало жил..». В одном ряду с могилой поэта находились памятники семьи Аксаковых.
В 1995 году останки монастырского ансамбля были переданы Русской православной церкви, и теперь в обители находятся обширные собрания церковных древностей, старинных книг и рукописей.
С 1991 году на территории Симонова монастыря совершала молебны община глухих и слабослышащих православных верующих. И сегодня в храме Тихвинской Божией Матери проходят единственные в мире службы для глухонемых с сурдопереводом.
Обсудить на форуме
При любом использовании материалов данной статьи ссылка на yourmoscow.ru обязательна. |
|