Мавзолей Ленина
Здания / Красная площадь, Мавзолей В.И.Ленина / Посмотреть на карте
Первый Мавзолей был деревянным. Его делали в срочном порядке, чтобы народ успел проститься со своим вождем, в день его похорон. У Кремлевской стены, между дорогами, которые вели к тогда еще существовавшим Владимирским и Ильинским воротам Китай-города и определили место для Мавзолея. Правда, ворота в скором времени снесли.
Для строительства Мавзолея был мобилизован архитектор Алексей Викторович Щусев. Он вспоминал об обстоятельствах, при которых получил этот заказ : «В артистической комнате при Колонном зале, куда меня привели, находились члены правительства и комиссия по похоронам В.И. Ленина. От имени правительства мне было дано задание немедленно приступить к проектированию и сооружении.. временного Мавзолея для гроба Ленина на Красной площади.. Я имел время только для того, чтобы захватить необходимые инструменты из своей мастерской, а затем должен был направиться в предоставленное мне для работы помещение. Уже наутро необходимо было приступить к разборке трибун, закладке фундамента и склепа Мавзолея».
Времени было очень мало, Щусев напряженно работает, потому что если его Мавзолей не понравиться, это может для него печально закончиться. И архитектор пошел по простому пути – воспользовался уже веками проверенной идеей ритуального сооружения в форме египетской пирамиды. В принципе, он только разбил пирамиду на ярусы и отрезал верхушку. Первый, временный Мавзолей построили всего лишь за четыре дня и пять ночей. Последние рабочие покидали объект, когда на площадь вносили тело вождя.
Щусев получил правительственную благодарность, и ему простили все сделанные им дореволюционные православные храмы, что могло неблагоприятно отразиться на карьере архитектора. И естественно именно он построил и второй, тоже деревянный, и третий, уже гранитный, Мавзолей. Щусев сделался официально признанным главным советским архитектором, но не смотря на это, он все равно попадал несколько раз в опалу. Вообще Щусев освоил жесткий и авторитарный стиль общения с подчиненными. Он их называл «своими инструментами», следил за тем, чтобы они были накормлены, выспавшимися и не употребляли водку. Но при новой власти «инструменты» получили новые возможности. Был случай с художником Никифором Тамонькиным который заявил , что проект мавзолея Щусев украл у него. При том он апеллировал тем, что он бедный крестьянский сын, батрак , а Алексей Викторович – отпрыск зажиточных родителей, воспитанный в дворянской среде. И что Щусев воспользовался талантом и малообразованностью Тамонькина для своей славы и наживы. А при новой власти именно крестьянин и батрак считались людьми первого сорта, а дворянское воспитание воспринималось как несмываемое пятно. Правда, эта история особо серьезных последствия для Алексея Викторовича не имела - власть абсолютно доверяла архитектору номер один.
Гроза разразилась позднее, в тридцатые годы, после того, как Щусев выступил на архитектурном съезде. Молотов произносил гневную речь по поводу того, что уважаемые и маститые архитекторы доверяют начинающим коллегам магазины, школы, бани и прочие заурядные объекты, а себе выбирают проекты дворцов.
- Следовало молодежи поручить дворцы?- саркастически спросил Щусев.
А подобные высказывание в те времена были недопустимы. И Молотов естественно не оставил эту реплику без внимания:
-Если вам не нравятся наши установки, мы можем вам дать визу за границу.
Вскоре после этого последовало очередное обвинение в воровстве. В газете «Правда» были опубликованы письма молодых архитекторов Савельева и Стопрана. Авторы утверждали, что Алексей Викторович украл у них проект гостиницы «Москва». Маститый зодчий превратился в мальчика для битья. Около года Щусев был в опале. Но былые заслуги, а также умение Щусева заводить нужные связи и пользоваться ими все таки сделали свое дело. Реабилитация прошла довольно быстро и унизительно для Савельева и Стопрана. Президент Академии архитектуры А.Веснин неожиданно показал им фотографию и задал вопрос: что здесь изображено.
- Наш первый вариант гостиницы «Москва», - не задумываясь, ответили архитекторы.
А на фотографии был изображен фасад ялтинской гостиницы, спроектированной Щусевым за много лет до этого. Справедливость была восстановлена. Создатель главного сооружения страны вышел из опалы.
Что же касается Мавзолея, тот жил своей жизнью. Говорят, что сразу же после открытия там испортилась канализационная труба, ее неосторожно повредили при строительных работах. Но была проблема посерьезнее. Что делать с Мавзолеем – было не совсем понятно. Просто держать его открытым для осмотра тела?
Высокопоставленный чиновник того времени Л. Красин предложил дать гробнице форму народной трибуны, с которой будут произноситься речи на Красной площади. Красину вняли, и трибуна появилась. «Пятнадцать человек на сундук мертвеца», - так окрестили в будущем традицию, заложенную Красиным.
В тридцатом году на площади появился Мавзолей гранитно-лабрадоровый. При разработке саркофага Щусева и его помощники вспомнили пушкинскую фразу о хрустальном гробе. И по преданию, долго ездили по городу Москве – искали среди витринных окон подходящее стекло. Вообще, с Мавзолеем связано немало преданий и легенд.
Мавзолей сделался одним из символов Москвы. Он постепенно обрастал имуществом. Туда, например, поместили знамя парижской коммуны. Поговаривали, что в Мавзолее организовали спецбуфет и что именно здесь находится парадный вход в подземную, на глубине трех сотен метров в квартиру для тайных пьянок социалистического руководства.
Но это все легенды, абсолютно точно было одно - простые люди неспешно проходили мимо тела, отстояв длинную очередь. А на трибуне каждый праздник жили своей жизнью первые люди государства.
В войну, чтобы авиация врагов не разбомбила главную святыню государства, Мавзолей подвергли маскировке, скрыв под муляжом обыкновенного жилого дома. Впрочем, во время знаменитого ноябрьского парада сорок первого года святыню расчехлили, и Сталин выступил с речью. Правда, тела Ленина в то время в мавзолее не было. Его еще в самом начале войны отправили в эвакуацию в Барнаул. Сопровождали мумию главный смотритель академик Збарский с женой и юным сыном. Всей компании дали отдельное купе. Збарский и его супруга заняли верхние полки, а сын и Ленин – нижние. Спирт, выданный для ухода за покойником, обменивали на маргарин.
Ленин плохо перенес поездку и вернулся весь покрытый плесенью. Тогда один отважный доктор обдал тело кипятком. Плесень сошла, однако Ленин после этого начал пузыриться и разлагаться. К счастью, главные фрагменты - голова и руки сохранились.
После смерти Сталина в 1953 году, его также разместили в Мавзолее и великих покойников стало двое. Однако в 1961 года Сталина убрали. А после восстания 1993 года от здания убрали и немигающих солдат – известный пост №1, Мавзолей утратил статус официальной государственной святыни.
В настоящее время Мавзолей открыт для доступа каждые вторник, среду, четверг и субботу с 10 до 13 часов. Доступ в Мавзолей и к захоронениям у кремлевской стены осуществляется через контрольно-пропускной пункт у Никольской башни. При посещении Мавзолея запрещается иметь при себе фото- и видеоаппаратуру, мобильные телефоны с фотокамерой. Также нельзя проносить с собой сумки, рюкзаки, пакеты, крупные металлические предметы и бутылки с жидкостью. Доступ в Мавзолей бесплатный.
|
Мавзолей Ленина на Красной Площади |
Обсудить на форуме
При любом использовании материалов данной статьи ссылка на yourmoscow.ru обязательна. |
|