улица Образцова
Улица Образцова носит это название с 1949 года. Старые названия: Бахметьевская по домовладельцу XVIII века и Институтская по находившемуся в этой местности в дореволюционные годы Александровскому институту.
Многие считают, что улица Образцова названа в честь известнейшего актера-кукольника С.В. Образцова, тем более, Театр Кукол его имени находиться сравнительно не далеко. В действительности улица носит имя его отца, крупнейшего специалиста в области железнодорожного транспорта.
Академик Владимир Николаевич Образцов жил на этой улице в доме №12 и долгое время преподавал в Институте инженеров железнодорожного транспорта, находившегося рядом.
Институт был основан в 1896 году и первые 17 лет назывался Московским инженерным училищем. В нем готовили инженеров-строителей, которым после дополнительного испытания в Петербургском институте инженеров путей сообщения присваивалось звание инженеров-путейцев. Сначала институт не имел собственного помещения и находился на Тверской, в том самом доме, который впоследствии переоборудовали под роскошный магазин Елисеева. Но уже в конце 1896 года был приобретен участок земли на Бахметьевской улице, и по проекту петербургского архитектора И.С. Китнера началось строительство учебных зданий, занятия в которых начались 20 сентября 1898 г. еще до окончания отделочных работ. С первых же лет училище завоевало популярность и уважение – организованная первым его директором Ф.Е. Максименко гидравлическая лаборатория была уникальной; в училище преподавали такие маститые ученые, как химик И.А. Каблуков, физик А.А. Эйхенвальд, математики С.А. Чаплыгин и Н.Е. Жуковский. Учеба была весьма напряженной – достаточно отметить, что студент был обязан выполнить не один, а три дипломных проекта: по мостам, железной дорогам и водным сообщениям. И стоило обучение по тем временам вполне приличных денег- около 100 рублей в год.
В 1913 году училище преобразовали в Институт инженеров путей сообщений и назвали именем императора Николая II. В 1924 году институт стал называться по имени уже не императора, а главаря чекистов, ответственного по совместительству за железнодорожный транспорт, Ф.Э. Дзержинского. Институт несколько раз «сливался» с другими учреждениями, потом и «разливался», и даже носил имя самого «вождя народов» (И.В. Сталина), и сейчас, уже значительно расширенный, называется Московским государственным университетом путей сообщения (МИИТ)(улица Образцова, д 9, стр.9).
Недалеко от института стоят здания гаража (№19а) - одна из этапных работ архитектора К.С. Мельникова. А металлические перекрытия гаража были разработаны знаменитым инженером В.Г. Шуховым. Они построены в 1928 году для выписанных из Англии автобусов фирмы «Лейланд». Это была новаторская постройка, Мельников сумел так спланировать внутренние помещения, что при въезде и выезде автобусов исключалось применение заднего хода, что значительно упрощало и ускоряло работу.
Дополнительная информация:
|
5
04.2011
|
Источник: |
Москва за садовым Кольцом (энциклопедия) (С.К. Романюк)
|
|
|
Обсудить на форуме
При любом использовании материалов данной статьи ссылка на yourmoscow.ru обязательна. |
|