Кривоарбатский переулок
Кривоарбатский переулок оправдывает свое название, если идти от Арбата, переулок круто, почти на 90 градусов, меняет свое направление. Он назывался и просто Кривым, и Кривоникольским по стоявшей с 1625 года невдалеке церкви Николая, "что в Плотниках" (уничтожена в 1932 году).
В небольшом деревянном доме (на месте № 5) в 1850 - 1880-х гг. жил профессор медицинского факультета университета Г. И. Сокольский, одним из первых применивший методику прослушивания больных с помощью выстукивания - перкуссии. Он автор многих работ по заболеваниям легких и сердца, основоположник учения о ревматизме. К концу жизни когда-то популярный доктор вышел из моды и доживал свой век, почти забытый в своем домике в Кривоарбатском переулке. В конце 1890-х гг. домом владел И. Е. Цветков, известный владелец прекрасной коллекции картин, для которой он построил на Пречистенской набережной отдельное здание.
1910 г. было выстроено здание (№ 15) для частной женской гимназии Н. П. Хвостовой. После революции в доме находилась "7-я опытная школа имени проф. Коваленского", но в обиходе она еще долго прозывалась Хвостовской.
В своих воспоминаниях о жизни и учебе в Хвостовской гимназии в этом переулке художница Т. А. Лебедева писала: "Против нашей школы на площадке... в 30-х годах энергичный архитектор Мельников построил собственный домик, нечто круглое, дырявое и голое".
Этот уничижительный отзыв - одно из свидетельств горячей полемики, развернувшейся вокруг дома архитектора Константина Степановича Мельникова, построенного для самого себя. Действительно, на пустующем участке, где собирались построить обычный жилой доходный дом в 1927-1929 гг. было построено необычное сооружение, составленное как бы из двух входящих друг в друга цилиндров и мало похожее на семейное гнездо. Конструкция дома была необычной - отсутствовали балочные перекрытия, несущие столбы, перемычки над оконными проемами. Оба цилиндра возводили из кирпича особой кладкой, оставляя шестиугольные ромбовидные отверстия, которые потом либо закладывались, либо использовались как ниши или окна.
Этот дом, впрочем, как и вся архитектура Мельникова не вписывалась в никакие рамки. Она уникальна и самобытна. Мельников строил гаражи, очень увлекался этим, строил дома для рабочих, дворцы культуры, в Москве их пять, они все стоят и поныне, и все они разные – ДК «Каучук», ДК «Буревестник», «Свобода», Дом культуры имени Русакова и Дом культуры имени Фрунзе. А известен был Константин Степанович, прежде всего тем, что он был автором саркофага в Мавзолее Ленина. И до Великой Отечественной войны Ленин лежал в его саркофаге.
Что же касается дома Мельникова, то он строился в первую пятилетку, когда в жилищном строительстве экономили на всем. Ведь металл и цемент предназначался, прежде всего, для строительства промышленных предприятий. Мельников построил свой дом не только из самых дешевых материалов - кирпича и дерева, но и при максимальной их экономии.
На первом этаже находились рабочие и детские рабочие комнаты, кухня, прихожая, столовая. Комнатки все небольшие, детские к примеру всего по 4,5 квадратных метра.
На втором и на третьем – спальня, гостиная и мастерская. Характерная особенность дома – стрельчатые шестиугольные окна. Их необыкновенно много. Спальня, например, освещалась двенадцатью окнами. Вообще Мельников огромное значение придавал сну. Были даже специальные корпуса для лечения сном в одном из подмосковных пансионатов, спроектированные архитектором. Но сначала он экспериментировал на своих домашних, создавая благоприятные интерьеры для сна. Мельников сделал общую спальню для всей семьи, кровать родителей отделялась от детских ширмами, а все предметы были выкрашены в золотисто-медный цвет. Мельников говорил, что в ней «виден воздух».
Мельников был очень привязан к семье и не предполагал другой атмосферы для творчества, кроме домашней. Он женился еще студентом , у него было двое детей –дочь Людмила и сын Виктор. Он был уверен, что семья не только не мешает творчеству, но и оказывает самое благоприятное воздействие.
Скончался Константин Степанович в 1974 году, и дом завещал своим детям. В доме поселился Виктор Константинович. Долю своего наследства его сестре пришлось отстаивать в суде. В 2005 году Виктор Константинович объявил, что завещает дом своего отца, всю коллекцию его произведений, а также всю коллекцию собственных произведений государству, лишив наследства двух своих дочерей.
На сегодняшний день техническое состояние дома Мельникова оценивается специалистами как неудовлетворительное. Некачественно проведённые ремонтно-реставрационные работы в конце 1990-х годов вызвали возникновение многочисленных трещин, в ходе ремонтных работ были повреждены уникальные мембранные плиты перекрытий. На участке, примыкающем к зданию, грунт значительно осел, так как вокруг памятника архитектуры продолжает вестись интенсивное строительство. В результате уровень переулка и соседних дворов стал выше уровня участка, на котором расположен дом Мельникова, не организован отвод воды с самого участка, отчего фундамент здания сильно подмыт.
17 апреля 2006 года международная конференция «Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие» обратилась с просьбой к Министерству культуры признать, что выдающее наследие Константина Мельникова находится в опасности. Было предложено разработать план сохранения дома Мельникова и его коллекции и обеспечить включение дома Мельникова в список памятников федерального значения. В том же году дом-мастерская К. С. Мельникова была включёна в Список памятников мировой культуры, находящихся под угрозой исчезновения.
Дополнительная информация:
|
11
02.2011
|
Источник: |
Из истории московских переулков (Романюк С. К. )
Самые замечательные места и памятники Москвы (по материалам передачи с П. Любимцевым)
|
|
|
Обсудить на форуме
При любом использовании материалов данной статьи ссылка на yourmoscow.ru обязательна. |
|