Кадашевская набережная
Название Кадашевской набережной и переулков пошло от названия села Кадашево. Впервые село упоминается в духовной грамоте Ивана III 1504 году. К середине XVI века здесь образовалась Кадашевская слобода. О происхождении слово «кадаш» в литературе были высказаны четыре разных мнения. По одному, оно происходит от слова «кадка» - здесь якобы жили кадочники (бондари). По другому - от татарского слова «кади» - судья. Тут якобы селились татарские судьи и производили суд и расправу над обитавшими в Москве татарами. Третья версия учитывает тот факт, что в слободе жили ткачи, и производит ее название от слова «катать» - мыть ткани. Наконец последняя гипотеза выводила этимологию слова «кадаш», от тюрского «товарищ, свободный человек» и объясняла, что слобода являлась поселением свободных людей.
В XVII веке основным производством слободы становиться «хамовное дело». Первые известия об этом относятся к началу XVII века, а с конца 1620-х годов Кадашево, где работала небольшая придворная мастерская, поступила в ведение Царицыной Мастерской Палаты. В связи с тем, что слобода работала на царицынский двор, что требовало производства различных видов изделий, то она распадалась на ряд специальностей. Разделение труда в первую очередь происходило по двум основным процессам хамовного производства – прядению и ткачеству. Работали на обычных для XVII века станах. Полотна, изготовляемые на подобных станах, получались узкими – 9-10 вершков ширины, и поэтому скатерти приходилось сшивать из двух-трех полотниц. В качестве сырья использовался, как правило, лен. Документы свидетельствуют и о том, что в слободе в начале 1690-х годов возникло производство парусных полотен, что было связано с первыми попытками Петра I создания флота.
В первой половине XVII века работа ткачей и ткачих, прядильщиков и прях обычно производилось на дому. И хотя существовали «избы», построенные в 1625 году для рукодельниц, занятых подготовкой узорных тканей, и швей посольских скатертей и убрусов, многие мастерицы в них не работали.
Однако производство требовало тесного взаимодействия между его членами. Новые хамовные палаты, построенные в 1658-1661 годах, несравненно большие по своим размерам, чем традиционные избы хамовников, изменили ситуацию. Хамовный двор располагался в центре слободы. Главное каменное здание двора было двухэтажным с двумя палатами в нижнем и тремя палатами в верхнем этаже. В каждой большой палате было устроено по 20 окон, в малой – 6. От здания был отгорожен особый двор, здесь располагались ткацкие, вышивальные и белильные мастерские, где работали «сидельные ткачи», «делавицы» и «хамовники». Палаты были рассчитаны на 90 станов, или на 100-150 ткачей. Хамовный двор стал производственным центром Кадашевской слободы.
Распоряжалась производством и мастерицами Кадашевская приказная боярыня, жившая в особом помещении на Хамовном дворе, где находилось несколько просторных светлых изб с большими окнами. Производственная «светлица» размещалась в деревянных хоромах, объединявших несколько рукодельных комнат, где постоянно работало более 50 мастериц и их учениц. В обязанности приказной боярыни, входило наблюдение за исправным изготовлением «белой казны». При доставке во дворец очередной партии изготовленной «белой казны» боярыня обычно получала в награду отрез сукна на опашень – верхнее платье.
Царицына Мастерская Палата определяла общее количество «окладных дел», т.е. общую норму выработки полотна различных ткацких изделий, не вникая в детали процесса распределения их между ткачами и «деловицами». Размеры окладов по дворам и людям обычно были связаны с определенной долей общего земельного надела, которым пользовался работник. Население слободы постоянно пополнялось как за счет московских жителей, так и «новопришлых».
Излишки, оставшиеся после выполнения нормы, кадашевцы могли использовать по собственному усмотрению. Долгое время в слободе сохранялась натуральная оплата труда. К концу XVII века форма оплаты существенно меняется. В 1680-е годы вместо годового хлебного жалованья начинают выдавать «поденный денежный корм», а натуральный оброк в виде «зделья» (полотно, скатерти, убрусы и т.д.) заменят также денежным. Окладная система, в основе которой лежал определенного размера земельный участок, во второй половине XVII века постепенно утрачивает свое значение. Следствием этого стало несоответствие величины хамовной повинности, т.е. размера «зделья» и данного земельного участка, так как после постройки Хамовного двора все изделия, все виды тканей теперь шли только на нужды дворцового хозяйства. Ткачи уже не могли свободно продавать появившиеся у них излишки. Более того, они закрепляются за производством настолько, что без специального указа не могут никуда отлучаться. В Хамовном дворе появляются тюремные помещения и застенки.
Центром слободы был храм Воскресения. Документально он известен с 1625 года, а в 1657 показан уже каменным. Поскольку слобода была очень большой, вскоре здесь появляется второй храм во имя св. Космы и Дамиана, располагавшийся в начале улицы Большая Полянка (разрушен в 1930-е годы)
Дополнительная информация:
|
5
01.2009
|
Источник: |
История московских районов (энциклопедия) (редакция К.А. Аверьянова)
|
|
|
Обсудить на форуме
При любом использовании материалов данной статьи ссылка на yourmoscow.ru обязательна. |
|