Ходынская улица
Ходынская улица названа по находившемуся в этой местности Ходынскому полю, которое простиралось между современными Беговой улицей, Хорошевским шоссе и Живописной улицей. По полю текли речки Таракановка и Ходынка, по последней поле и получило свое название.
Первые упоминания о Ходынском поле можно встретить в духовной грамоте 1389 года великого князя Дмитрия Донского. Здесь и в документах XV века именуется Ходынским лугом.
Ходынское поле было свидетелем многих событий в истории Москвы. В Смутное время, в начале XVII века, тут происходили стычки между войсками самозванца Лжедмитрия II и законного царя Василия Шуйского.
В XVII-XVIII веках до Ходынского поля доходила земля, использовавшаяся москвичами для выгона скота. Позднее здесь копали глину, и все было покрыто ямами и выработками, тут же были огороды, землянки и шалаши окрестных жителей.
В 1775 году Ходынское поле неузнаваемо переменилось. В этом году после долгой и напряженной войны с Турцией, длившейся шесть лет, Екатерина II праздновала заключение Кючук-Кайнарджийского мира. Многократно советники Екатерины предлагали закончить войну, но каждый раз она отвечала отказом, пока, несмотря на неимоверные трудности, непомерные финансовые и людские тяготы, несмотря на грозный пугачевский бунт, удалось закончить войну выгодным для Российской империи миром, который разрешил три основные задачи: открытие выхода русским судам из Черного моря, усиление влияния на Северном Кавказе и отделение Крымского ханства от Османской империи и последующее присоединение его к России.
Мир был подписан 10 июля 1774 года в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи, и на следующий год Екатерина приказала отпраздновать его особенно широко. Для устройства народного праздника было выбрано Ходынское поле, которое наименовали Черным морем; к нему вели две дороги, названные: одна - Дном, а другая – Днепром; по бокам этих дорог были расставлены виды усадьб, ветряных мельниц, деревень, харчевен и проч. Море было усеяно кораблями; на холмах, окаймляющих поле, воздвигли строения, которые получили названия Керчи и Эникале. Это были танцевальные залы, Азов был столовой, а Кинбурн – обширным театром; быки, бьющие вином фонтаны, канатные плясуны, качели и другие увеселения для народа помещались по ту сторону моря; в Таганроге сделали ярмарку; фейерверк устроили за Дунаем; остальное пространство было украшено иллюминацией.
В первой половине XIX века Ходынское поле было далекой окраиной города, там устраивались травли медведей и кулачные бои. На этом пустынном поле нашли тело Симоны Диманш, возлюбленной А.В. Сухово-Кобылина, которого обвинили в ее убийстве. Следствие продолжалось много лет, вина не была доказана, и горький опыт, полученный им, нашел воплощение в известной пьесе «Дело».
В 1866- 1871 гг. на Ходынском поле построили водокачку, которая поднимала воду из колодца, круглого сооружения диаметром 13 м., и доставляла в город в количестве 180 тысяч ведер ежедневно.
Ходынское поле было удобным местом для устройства выставок. Раньше они открывались на Манеже или в Александровском саду, но крупным выставкам там было тесно. В 1882 году на Ходынском поле открыли огромную Всероссийскую промышленно-художественную выставку. На поле выстроили более 80 различных сооружений. В зданиях выставки находились промышленный, военный и морской, научно-учебный отделы. В художественном были представлены произведения Айвазовского, Ге, Верещагина, Маковских, Перова, Поленова и многих других. Отдельные павильоны имели такие крупные и быстро развивающиеся фирмы, как Кузнецова (фарфор), Абрикосовых (кондитерские изделия; в нем выставили бюст императора из сахара), Брокара (парфюмерия) и др. Выставка пользовалась большой популярностью: она работала 4 месяца и ее посетило более миллиона человек. И в дальнейшем Ходынское поле было известно своими выставками.
Однако набольшую – трагическую - известность Ходынское поле получило в дни коронации Николая II. Программа празднества вступления на трон русских императоров обычно включала народное гуляние, которое устраивалось на обширном пространстве. Так, во время коронации Александра I гуляние проходило на Сокольничьем поле, Николая I - на Девичьем, Александров II и III – на Ходынском.
Во время коронации Николая II решили сделать народное гуляние как при его отце, на том же поле с раздачей подарков. На поле построили множество деревянных павильонов, трибуны, концертный зал, качели, лавки и прочее. В числе их было и 150 буфетов для раздачи подарков - цветного платка с изображением Кремля и государственного герба, в который были завязаны фунтовая сайка, полфунта колбасы, вяземский пряник, сласти и орехи. К нему прилагалась эмалированная кружка с вензелями Николая и Александры. Согласно программе увеселений 18 мая 1896 г. в 10 часов утра по определенному сигналу должна была начаться раздача подарков.
Привлеченные слухами о даровом угощении, на Ходынском поле с полудня 17 мая начали приходить толпы народа из Москвы и пригородов. Люди располагались провести ночь на самом поле , разжигали костры, выпивали, пели и плясали. Подходили всю ночь, народ запрудил улицы, ведшие к Петербургскому шоссе. К раннему утру следующего дня на поле собралось, по разным сведениям, от пятисот тысяч до полутора миллиона человек. В толпе можно было только стоять, тесно прижавшись, друг к другу. Все свидетели отмечают такую страшную деталь, как густой, темно-серый туман человеческих испарений, поднявшийся над Ходынским полем. Через него не различали человеческие лица даже на близком расстоянии, дышать внутри толпы было почти невозможно, и многие умирали от удушья. Умершие оставались в толпе, иногда удавалось вытащить еще живых детей наверх, и они уходили по головам людей в толпе.
Когда же в шесть утра начали раздавать подарки, и толпа ринулась за ними, то тут началась давка насмерть. По официальным данным погибло 1389 человек, ранено было 2690. Однако, по мнению иностранных независимых наблюдателей только погибших было не менее 4000-4500.
В 1910 году в восточной части Ходынского поля был устроен аэродром, принадлежавший Московскому обществу воздухоплавания. На нем впервые состоялись полеты знаменитого С.И. Уточкина. На Ходынском аэродроме летал на специально построенном для него самолете летчик П.Н. Нестеров, автор знаменитой «петли Нестерова».
Постепенно полеты стали одним из городских развлечений. Многие полеты тогда кончались трагично – по традиции на местах падения самолетов, товарищи погибших летчиков высеивали красные маки, и сверху все Ходынское поле было покрыто красными кругами.
Появления аэродрома на Ходынском поле связано с тем, что рядом находился первый крупный московский авиационный завод. История завода начинается с 1883 года, с небольшой механической мастерской на Садовой-Триумфальной, которую приобрел мелкий предприниматель Юрий Меллер. Вскоре он переключился на производство велосипедов, которые тогда входили в моду. Завод и велосипеды стали называться «Дукс», что в переводе с латинского означает – вождь, предводитель. В прежней мастерской стало тесно и Меллер приобрел большой участок на 3-й Тверской-Ямской улице. Он всегда был чуток к новому и поэтому со временем стал выпускать автомобили, веломотоциклы, аэросани, дирижабли и наконец, аэропланы. С началом войны против немцев Меллер переменил свою фамилию на Брежнев и продолжил трудиться на благо русской авиации. После октябрьского переворота завод переименовали в Государственный авиазавод №1. В советское время аэродром получил название «Центральный имени Л.Д. Троцкого», а потом «имени М.В. Фрунзе».
Некоторое время аэродром служил для испытательных полетов, с него отправлялись первые рейсовые пассажирские самолеты в Нижний Новгород, а так же по первой международной линии в Кенигсберг, отсюда 18 мая 1935 г. ушел в свой последний полет гигантский агитсамолет «Максим Горький». На борту находилось 11 человек команды и 35 пассажиров. Его сопровождал истребитель под управлением летчика Благина. Вскоре после взлета Благин, делая фигуру высшего пилотажа, «врезался в лоб» Максима Горького». В небе над Ходынским 15 декабря 1938 г. разбился В.И. Чкалов, ходили слухи о причастности чекистов к этой трагедии.
До 1960 года на аэродроме базировался авиационный полк, обеспечивавший полеты членов Политбюро, а потом его передали военным, и тут имел право садиться только один самолет - министра обороны Гречко.
Что же касается достопримечательностей именно Ходынской улицы то стоит отметить электродепо «Красная Пресня», открытое 1апреля 1954 года , построенное для обслуживания Кольцевой линии Московского метрополитена. Строительство Большого Кольца – именно так изначально называлась Кольцевая линия - началось во время Великой Отечественной войны после открытия в 1943–44 годах линий третьей очереди Московского метрополитена «Курская» – «Измайловский парк» и «Театральная» – «Автозаводская». В трудные послевоенные годы, все острее ощущалась необходимость связать между собой столичные вокзалы и разгрузить центральные пересадочные узлы. Эту задачу и должна была решить Кольцевая линия.
Еще на Ходынской улице можно увидеть Хлебозавод имени В.П. Зотова, он же Хлебозавод №5, основаный в 1931 году(дом 2, строение 2 ). Производственный корпус завода является памятником архитектуры.Завод построен в 1931-32 гг по проекту архитектора А.С. Никольского (здание) и инженера Георгия Марсакова (техника). На протяжении более 70 лет завод ежедневно выпускал свежую выпечку, часть которой продавалась непосредственно рядом с заводов в принадлежащей ему небольшой лавке.
В 2006 году территория завода была приобретена компанией Coalco Алишера Усманова и Василия Анисимова. Мощности завода, принадлежащие городу, решено вывести на окраину Москвы. Компания планирует построить на территории завода офисные центры, сохранив только охраняемый законом производственный корпус. В январе 2007 г на территории завода произошел пожар, здание требует реставрации.
|
Депо 'Красная Пресня'. Барельеф на стене Депо. (Ходынская улица д.3). |
|
Депо 'Красная Пресня' (Ходынская улица д.3). На мемориальной доске: Электродепо 'Красная Пресня' Московского Метрополитена открыто для эксплуатации 1 апреля 1954 года. Депо расположено в районе Красной Пресни, где 1905-1907 годах проходили главные вооруженные столкновения между рабочими и войсками царского режима. В память об этих событиях элетродепо получило свое название. |
|
Хлебозавод имени В.П. Зотова (Хлебозавод №5. Ходынская улица д.2 стр.2) |
Дополнительная информация:
|
13
06.2011
|
Источник: |
Москва за садовым Кольцом (энциклопедия) (С.К. Романюк)
|
|
|
Обсудить на форуме
При любом использовании материалов данной статьи ссылка на yourmoscow.ru обязательна. |
|