Большой Гнездниковский переулок
С давних пор по южному склону Тверского холма - одной их самых возвышенных точек древней Москвы – обосновались гнездники, расселившиеся в непосредственной близости от крепостных укреплений города. Слобода эта была немалой и когда то доходила почти до Никитских ворот. О занятиях жителей Гнездников у историков до сих пор нет единого мнения. Некоторые историки считают, что гнездниками в старину прозывались мастера дверных петель . Хотя кажется странными , что обширная по своим территориям слобода могла заниматься в общем то третьестепенными изделиями. А.А. Мартынов считал, что «гнездо» значит углубление, ямка, в которую на плавильных заводах выпускают плав для отливки штыков, криц и др. Эта версия тоже не слишком убедительна, поскольку для любого ремесла, связанного с огнем, необходимо было изобилие воды. Не случайно кузнецы и литейные мастерские обычно располагались подальше от жилья и поближе к рекам, прудам и другим водоемам. А С.К. Романюк полагает, что первыми жителями Гнездников были мастера по изготовлению стрел. Приняв такое объяснение, легко объяснить существование большой ремесленной слободы, занимавшейся изготовлением одного из важнейших видов средневекового оружия по соседству с городскими укреплениями древней Москвы.
С формированием в конце XVI века границ Белого города и переселением сюда московской знати прежним обитателям городского посада - ремесленниками, торговцами и прочим тяглым людям - пришлось селиться по другую сторону новой крепостной стены. Улочка гнездников тоже поменяла хозяев. Однако, старинные документы сохранили имя одного из мастеров, который, возможно, последним занимался своим промыслом в теперь уже бывшей слободе. В 1648 году где-то в пределах нынешнего Большого Гнездниковского помещался «двор Ивашки-гнездника». Но вскоре более весомой причиной исчезновения гнездиковской слободы был технический прогресс – распространение огнестрельного оружия обрекло древнее ремесло на вымирание.
С тех пор история Гнездников связывалась с жизнью родового боярства и столбового дворянства, своим переселением преобразивших облик этого уголка города. Но долго еще о его прежних жителях напоминала церковь Николая Чудотворца в Гнездниках, построенная на пересечении двух одноименных переулков, как предполагают, она была приходской для слобожан (снесена в 1930-х годах).
В XVIII столетии с ростом каменного строительства в Москве стали по-новому застраиваться и Гнездники. При этом новые домовладельцы давали новые названия переулкам. Так, Малый Гнездниковский поочередно назывался то Вадбольским - по фамилии стольника Владимира Матвеевича Вадбольского, то Шереметевским - по усадьбе стольника Владимира Петровича Шереметева. Большой Гнездниковский тоже сменил несколько названий. В 1737 году он стал именоваться Ислентьевским – по фамилии новой домовладелицы, здесь обосновавшейся, а в 1745 году стал уже Урусовым – по владению Сергея Васильевича Урусова.
К концу XVIII века в Гнездниках и вокруг них развернулось широкое строительство. На углу Тверской возводится храм Никола Чудотворца, Никольская церковь получила новую каменную трапезную, на площади усиленно обстраивался монастырь Страстной иконы божьей матери. В 1796 году в этом районе была разобрана обветшалая стена Белого города и на ее месте разбит по французской затее Тверской бульвар - первый в Москве.
|
В центре снимка церковь Николы в Гнездниках, стоявшая на углу Большого и Малого Гнездниковских переулков. На дальнем плане виден Храм Христа Спасителя (фотография примерно 1915 года) |
Дополнительная информация:
|
10
05.2009
|
Источник: |
Биография московского дом. Большой Гнездниковский переулок, 10 (В.А. Бессонов, Р.М. Янгиров)
|
|
|
Обсудить на форуме
При любом использовании материалов данной статьи ссылка на yourmoscow.ru обязательна. |
|